
Наследие и память о труде и подвиге ленинградских энергетиков представили на исторической экспозиции «Энергия Победы. Восстановление». Лица тех, кто сохранял и возрождал энергетическую инфраструктуру военного и послевоенного Ленинграда, уникальные архивные документы и артефакты можно было увидеть на полях Российского международного энергетического форума – 2025. Памятную экспозицию приурочили к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Камерная экспозиция «Энергия Победы. Восстановление» – это повествование о становлении и развитии энергоинфраструктуры города на Неве, проиллюстрированное архивными фотографиями, плакатами, документами и экспонатами. Оно охватывает несколько исторических периодов, начиная с конца XIX века, когда энергетика в России только зарождалась, а в Петербурге появились первые электростанции. Затем 20 –30-е годы, когда появился план электрификации России, а позднее строились и набирали мощность главные энергетические объекты Петрограда-Ленинграда. Центр экспозиции – энергетика в тяжелые годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.
Памятную выставку совместными силами подготовили ООО «ЭФ-Интернэшнл», СПб ГКУ «Центральный государственный архив научно-технической документации Санкт-Петербурга» при содействии СПб ГКУ «Центральный государственный архив Санкт-Петербурга», СПб ГКУ «Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга», СПб ГКУ «Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга», АО «Ленгидропроект», АО «ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева» и ПАО «Россети Ленэнерго», ОАО «Издательство «Российская газета», Международного Шуховского фонда.
Военные годы
О том, как сохраняли и защищали объекты энергетики Ленинграда в самые суровые военные годы, повествуют информационные стенды с фотографиями, планами и чертежами военных времен. Некоторые из этих документов – приказы, планы и отчеты тех лет – посетители РМЭФ смогли увидеть впервые.
Энергоинфраструктура Северо-Запада в годы войны сильно пострадала. Ленинградские объекты, которые находились в ведении «Ленэнерго», не были исключением. Например, прифронтовые ГЭС-8 у Московской Дубровки и ГЭС-9 на реке Свирь подверглись самым глобальным разрушениям.
Тем не менее, в первый год войны энергетики озаботились строительством электрозаграждений на подступах к Луге. Также была разработана система маскировки инфраструктурных объектов города, а ремонтные бригады работали круглосуточно в условиях постоянных бомбежек.
Уже в 1942 году силами работников «Ленэнерго» восстановили и запустили ранее эвакуированную Волховскую ГЭС-6, энергия от которой вскоре запитала торфяные месторождения в Назии, а затем буквально потекла в Ленинград по Ладожскому озеру.
Чтобы в блокадном городе вновь появился свет, а предприятия продолжили работу, энергетики создали два уникальных объекта. Летом 1942 года прямо по дну Ладожского озера пролегла кабельная линия. В январе 1943 уже на льду спасительного водоема энергетики построили высоковольтную линию электропередач. Так удалось прорвать энергетическую блокаду города. На выставке можно было увидеть кусочек того самого «кабеля жизни», а также чертежи уникальных ладожских объектов.
Представление о том, из каких деталей состояла энергетическая инфраструктура того периода, дают предметы из частной коллекции Александра Зорина: транспозиционные и анкерные зажимы военного и довоенного времени, гирлянды американских изоляторов 1926 года фирмы Thomas and Sons с Волховской линии, а также ленд-лизовский изолятор 1944 года производства той же фирмы.
Пожалуй, отдельного внимания заслуживает и макет автомобиля ГАЗ-АА – легендарной полуторки из автопарка «Ленэнерго». Именно такие машины известны тем, что шли по Дороге жизни в Ленинград с продуктами и медикаментами, но также полуторки использовались работниками «Ленэнерго» на создании спасительных ладожских электросетей для города.
Какой ценой удалось восстановить электроснабжение города, напоминают агитационные плакаты тех времен с призывами экономить ценную электроэнергию.
Полностью восстановить энергетику Ленинграда, даже с превышением довоенной мощности на 16%, энергетикам удалось уже к 1950 году.
Энергия Победы в лицах
Сохранение и возрождение энергосистемы города-героя было бы невозможно без труда и решений конкретных людей. На выставке показали автобиографические материалы выдающихся деятелей энергетической отрасли.
Например, заместитель управляющего «Ленэнерго», позднее – заведующий отделом Горкома электростанций и электропромышленности ВКП(б) Петр Талюш в годы блокады отвечал за электроснабжение промышленности и городского хозяйства. Именно под его руководством с Волховской ГЭС в Ленинград протянули силовые бронированные кабели по дну, а затем по льду Ладожского озера.
На смену Талюшу пришел другой профессиональный энергетик — Израиль Рожавский. Как и его предшественник, он отвечал за перебойное электроснабжение осажденного города.
Главному инженеру Ленинградских высоковольтных сетей (ЛВС) Льву Наумовскому город обязан решением соорудить электропередачу Волхов – Ленинград через Ладожское озеро. Уже после войны Наумовский стал инициатором многих практических предложений по воссозданию ленинградской энергетики. Один из примеров – подключение готовых участков строящейся линии Раухиала – Ленинград к действующей цепи.
Важную роль в прокладке трассы электропередачи по дну Ладожского озера сыграли также энергетики Иван Карась и Иван Ежов.
В 1941 году Лев Наумовский проектировал линии электрозаграждений на Лужском оборонительном рубеже. В то же время комиссией по созданию электрозаграждений на подступах к Ленинграду руководил Абрам Маринов, который позднее станет руководителем ГЭС-2 у Смольного и главной электростанции Ленинграда – ГЭС-5.
А в самые тяжелые военные годы за бесперебойную работу ГЭС-5, от которой буквально зависела жизнь Ленинграда и ленинградцев, отвечал главный инженер, позднее директор Емельян Бандура.
В свою очередь, управляющий «Ленэнерго» Борис Страупе в годы войны курировал электроснабжение промышленности, а после снятия блокады участвовал в восстановлении Волховской и Нижне-Свирской ГЭС, Дубровской ТЭЦ №8 им. С.М. Кирова и других объектов.
Примечательна и биография директора высоковольтных сетей «Ленэнерго» Павла Лычёва, который в военные и особенно в послевоенные годы отвечал за восстановление линий электропередач и подстанций, питавших энергией Ленинград.
Все эти герои-энергетики удостоились высоких наград за свой труд: медалей «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945», орденов Ленина и «Знак Почета», других памятных знаков.