
Мероприятие состоялось 9 апреля.
В ходе конгрессной программы Форума состоялся круглый стол «Перспективная модель развития конкуренции на розничных рынках электроэнергии (мощности)».
Руководители ГП-участников Ассоциации ГП и ЭСК, представители федеральных органов власти, инфраструктурных организаций и отраслевые эксперты обсудили вопросы, посвященные целевой модели розничного рынка электроэнергии (мощности), общие тенденции перехода к персонифицированным услугам и сервисам для потребителей и развитие новых технологий на стороне спроса. Модератором дискуссии выступила первый заместитель председателя правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Елена Фатеева.
Руководитель Департамента развития электро- и теплоэнергетики ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Александр Коротенко рассказал о проведенной Минэнерго России в прошлом году работе по нормативному совершенствованию розничных рынков (и планах на ближайший год), а также о ходе внедрения интеллектуального учета электроэнергии на розничных рынках (как о текущем, так и предлагаемом министерством регулировании этого процесса).
Начальник отдела планирования и анализа рынка системных услуг Департамента рынка системных услуг АО «СО ЕЭС» Григорий Мещеринов выступил с докладом о текущем состоянии и развитии целевой модели управления изменением режима потребления электрической энергии – представил общую характеристику рынка услуг по управлению спросом, информацию о распределении объектов регулирования по видам деятельности и по субъектам Российской Федерации, а также привел основные показатели функционирования рынка demand response. Так, в период с 1 июля 2024 года по конец марта 2025 года эффективность услуг по управлению спросом составила 551 млн. рублей (разница между снижением стоимости электроэнергии на РСВ и стоимостью услуг по управлению).
О потенциальных возможностях внедрения конкуренции на розничных рынках электроэнергии рассказал вице-президент по стратегии ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» Константин Баранов. Он отметил, что в настоящее время конкуренция на рознице весьма развита для крупных и средних потребителей, однако для потребителей с небольшим потреблением и населения в части цены электроэнергии она ограничивается моделью оптового рынка и субсидируемыми тарифами. В связи с этим развитие конкуренции будет обеспечиваться за счёт энергосервиса в широком смысле слова (имеются ввиду все возможности управления собственным потреблением) и повышения качества – по словам Константина Баранова, роль этих факторов будет расти.
Схожее мнение высказал директор по операционной деятельности АО «Мосэнергосбыт» Сергей Кюрегян, подчеркнув, что качество электроэнергии становится критичным фактором в условиях цифровизации экономики, а увеличение количества чувствительного электронного оборудования требует повышенного внимания к параметрам электроэнергии. Также докладчик поделился с участниками круглого стола опытом АО «Мосэнергосбыт» по профилактике образования безучетного потребления в том числе путем информирования потребителей.
Первый заместитель генерального директора АО «Новосибирскэнергосбыт» Дмитрий Боровиков представил возможности разработки компании – мобильного приложения для оплаты электроэнергии и услуг ЖКХ «Платосфера», через которое реализованы многие полезные сервисы, услуги и программы лояльности для клиентов. Особый интерес участников круглого стола вызвал информационный сервис по отключениям электроснабжения – размещенный в приложении баннер с красной кнопкой «НЕТ СВЕТА», при нажатии на которую клиент попадает в чат и оперативно получает информацию о причинах отсутствия и времени восстановления электроснабжения. В 97 % случаев эта информация приходит ему в течение нескольких минут.
Директор Инфраструктурного центра «Энерджинет» Дмитрий Холкин рассказал о новых технологиях и практиках на стороне распредсети и потребителей электроэнергии, об отечественной и японской концепциях интеллектуальной распределенной энергосистемы (Интернет энергии).
Подводя итоги дискуссии первый зампредправления Ассоциации ГП и ЭСК Елена Фатеева отметила, что отношения на розничных рынках электроэнергии гораздо сложнее, чем на ОРЭМ, и целевая модель конкурентного розничного рынка будет связана с развитием сервисов и услуг поставщиков и прорывными технологиями на стороне спроса.