RU
EN

НОВОСТИ

 

Новости

11.07.2019

Стратегию развития теплоснабжения обсудили в «Экспофоруме»

В ноябре в Правительство РФ должна быть направлена Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства России на период до 2035 года. Сегодня над Стратегией работает несколько проектных команд по различным разделам, один из которых – Стратегия развития теплоснабжения. В составе команды по разработке Стратегии теплоснабжения все заинтересованные стороны – энергетики, чиновники, представители потребителей. В рамках РМЭФ-2019 на круглом столе «Стратегия развития теплоснабжения до 2035 года» представители законодательной, исполнительной власти, теплоснабжающих организаций и эксперты обсудили пути привлечения инвестиций, будущий документ и возможные сценарии развития отрасли.

В ноябре в Правительство РФ должна быть направлена Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства России на период до 2035 года. Сегодня над Стратегией работает несколько проектных команд по различным разделам, один из которых – Стратегия развития теплоснабжения. В составе команды по разработке Стратегии теплоснабжения все заинтересованные стороны – энергетики, чиновники, представители потребителей. В рамках РМЭФ-2019 на круглом столе «Стратегия развития теплоснабжения до 2035 года» представители законодательной, исполнительной власти, теплоснабжающих организаций и эксперты обсудили пути привлечения инвестиций, будущий документ и возможные сценарии развития отрасли.

Дискуссия получилась острой и предметной: участники мероприятия делились как практическим опытом по «вытаскиванию» тяжелых проектов, так и уже готовыми концепциями в отдельных сегментах стратегии.

Модератор Дмитрий Вологжанин, директор Ассоциации «Совет производителей энергии», задал вектор дискуссии на круглом столе: «До 1 ноября необходимо сформулировать стратегию развития отрасли. Идут бесконечные споры: энергетика в целом и теплоснабжение в частности – это бизнес или социальная ответственность? И если это первый вариант, то, где инвестиционная составляющая?».

Светлана Никонова, директор Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, сообщила: «Согласно поручению Правительства РФ, совместно с участниками рынка мы должны сформировать стратегию развития на ближайшие 15 лет. Нужно понять, какую целевую картину мы видим, обсудить и определить и с потребительской стороны, и с точки зрения поставщиков. Необходимо понимать текущий статус, ресурс объектов, техническую составляющую, экономику. Сейчас достоверной информации нет ни у кого, многие данные собираются различными системами, но нет целостности. Когда мы начинаем верифицировать, многие пласты выпадают. Еще один важный момент: оценка должна быть сделана с точки зрения потребителя – надежность, доступность, качество тепловой энергии. Очевидно, что без системы мер поддержки обойтись невозможно, сегодня величина субсидий составляет около 300 млрд рублей в год.  Отдельная команда обсуждает и готовит сейчас нормативное регулирование», – считает С. Никонова.

 «Теплоснабжение находится под 100% государственным регулированием. В рамках работы над стратегией предлагается рассмотреть вопрос о разделении двух направлений развития отрасли, принятием факта, что есть теплоснабжение как жизнеобеспечение граждан, а есть коммерческая сфера, промышленное производство – коммерческие объекты», – предлагает Аркадий Хараим, заместитель начальника Управления перспективного развития и теплового бизнеса ООО «Газпром энергохолдинг». Во второй части власть может отпустить и не оказывать регуляторное давление на энергетиков, контролируя лишь обеспечение условий труда. Что касается первой – должен существовать стандарт жизнеобеспечения, и в соответствии с ним прописана регуляторная нормативно-правовая база, включающая тарифное регулирование. «Все, что касается промышленных и коммерческих объектов  нужно дать возможность договорных отношений, учитывая, что у этой категории потребителей существует реальная конкурентная альтернатива теплоснабжения. Кроме того, все, что в рамках стандарта жизнеобеспечения, должно быть выполнено, но то, что сверх – оплачиваться по договорной цене, а не по регулируемому тарифу. Положим, пусть площадь отопления, согласно стандарту на человека, проживающего в квартире в одиночку, будет определена в размере 33 м2, это то, что оплачивается по тарифу. Потребление сверх этого стандарта – по договорной цене», – говорит А. Хараим.

По мнению эксперта, важны также приоритеты в достижении целей государственной политики. Надежность, безопасность и доступность – первоочередные меры. Только при условии достижения целевых показателей по этим параметрам можно направлять расходование средств на автоматизацию, информационное обеспечение и повышение качества.

С коллегой не согласился Александр Вилесов, заместитель генерального директора по коммерции и развитию ПАО «Т Плюс». «У нас все цены с коммерческим сектором уже легализованы и отпущены, но это лишь 15% рынка. Главный нерв – разобраться с жилищным сектором и либерализацией цен. Кроме того, надежность не может быть целью, она просто должна быть, но это недостижимый параметр без эффективности», –  отметил А. Вилесов.

Директор по тарифообразованию ООО «Сибирская генерирующая компания» Екатерина Косогова отметила, что значительные возможности для привлечения частных инвестиций в теплоснабжение дает новая модель рынка тепла («альтернативной котельной»), что подтверждает успешный опыт реализации проекта модернизации системы теплоснабжения в Рубцовске. Переход в ценовые зоны теплоснабжения позволяет зафиксировать цену на тепловую энергию на долгосрочный период, что особенно важно, потому что инвестор должен точно знать экономику инвестиционного проекта как минимум на 10 лет, учитывая длительные сроки окупаемости инвестиций в теплоснабжении. 

Сергей Есяков, депутат Государственной Думы, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по энергетике, также убежден, что сегодня самые острые и серьезные проблемы  - в теплоснабжении. «Рынок теплоснабжения в два раза больше рынка электроэнергии. Рынки тепла и электроэнергии сейчас рассматриваются как отдельные, в то время как это связанные рынки, которые нужно рассматривать совместно. Нужно определиться с технологической стороной стратегии. Без решения этих вопросов мы никуда дальше не двинемся», –  убежден депутат.

О практических моментах внедрения интеллектуальной системы учета рассказала Марина Файрушина, советник председателя правления ПАО «Интер РАО» и руководитель проектной команды по формированию раздела «Цифровизация ЖКХ». «Это может быть мониторинговый центр по контролю потребления энергоресурсов, контролю качества коммунальных услуг и прогнозирование аварийных ситуаций – «цифровая» диспетчерская. Это дает удобство использования, глобализацию, удешевление, конкурентное преимущество. Сейчас же мы видим отсутствие координации, несистемную разработку IT-систем, их дублирование, отсутствие механизмов агрегации информации. В целом же, необходимы новые правила на рынке ЖКХ», –  резюмировала М. Файрушина.

Предложения по оптимизации технологического присоединения к централизованным системам теплоснабжения представила начальник отдела энергоэффективности ТСО ООО «Газпромэнергохолдинг» Светлана Сабурова. «Для мегаполисов в условиях высокой плотности инфраструктуры, вариативности выбора оптимального технического решения, сжатых сроков подключения при значительном количестве заявок на подключение целесообразно создание центра компетенций, ответственного за реализацию всего процесса – от заявки до подписания акта ТП. Именно такой подход обеспечивает системное взаимодействие на всех этапах реализации подключения, он уже реализован в Москве и планируется внедрить его в Санкт-Петербурге».

Сергей Полянцев, заместитель директора Ассоциации «Совет производителей энергии», представил анализ развития централизованного теплоснабжения в странах со схожими с Россией климатическими условиями за последние 40-50 лет. Одна из характерных тенденций - рост цен на тепловую энергию в связи с либерализацией рынка тепла. Вместе с тем именно либерализация сектора теплоснабжения привела к увеличению инвестиций, значительному повышению эффективности систем централизованного теплоснабжения, снижению объемов потребления тепла в результате повышения энергетической эффективности зданий. В докладе приведен сценарий изменения топливного баланса Евросоюза для производства электроэнергии на период до 2050 г., нацеленный на вытеснение органического топлива за счет  развития ВИЭ, что привело к необходимости изменения концепции будущего развития централизованных систем теплоснабжения в ЕС, основанной на постепенном переходе к системам теплоснабжения четвертого поколения в период 2020-2050 г. Выполнен обзор основных технологических показателей систем теплоснабжения четвертого поколения.

Илья Осипов, депутат Государственной Думы, член Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, отметил плюрализм дискуссии, в рамках которой участники представили самые разнообразные мнения о стратегии отрасли. Сегодня в публичном пространстве активно популяризируются автономные системы отопления. И. Осипов отметил в связи  с этим, что учитывая опыт европейских стран стратегически от централизованной системы отопления отказываться нельзя ни в коем случае. Это вопрос и экологии, и национальной безопасности в целом.

Алексей Храпков, заместитель директора Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России, поблагодарил участников за плодотворную дискуссию, высказал мнение, что теплоснабжения является конкурентной средой, отметил тенденцию к снижению объемов потребления тепловой энергии по оприборенным объектам с темпом до 1,5% за последние 5 лет, обратил внимание на уровень технологического развития и качество жизни, которые существенно меняют потребительское поведение. «Нам нужно вести диалог, учитывать в своей стратегии пожелания и потребителей, и застройщиков», - отметил А. Храпков. 

 

08.07.2019

Компания «КПМГ» выступила соорганизатором конгрессной программы РМЭФ-2019

Представители компании приняли активное участие в формировании повестки Форума, а также выступили на панельных дискуссиях и конференциях.

Представители компании приняли активное участие в формировании повестки Форума, а также выступили на панельных дискуссиях и конференциях.

Василий Савин  партнёр, руководитель практики по работе с компаниями сектора энергетики и коммунального хозяйства КПМГ в России и СНГ  выступил модератором панельной дискуссии «Внедрение «умных сетей»: итоги реализации проекта». Участники мероприятия обсудили, как происходит переход электроэнергетики России на «интеллектуальные сети», каким образом обеспечивается экономическая эффективность реализации проекта, а также насколько эффективно используется «умная» энергетическая инфраструктура.

В рамках конференции «Стратегия развития теплоснабжения до 2035 года. Пути привлечения инвестиций», организаторами которой выступили ООО «Газпром энергохолдинг» и Ассоциация «Совет производителей энергии», менеджер по инвестициям и рынкам капитала сектора энергетики и коммунального хозяйства Сергей Роженко представил доклад на тему «Теплоснабжение 4G: институциональные и организационные аспекты внедрения. Международный опыт».

Эксперты «КПМГ» также поделились своим опытом в рамках серии мероприятий РМЭФ-2019, посвященных роли кадровой и социальной политике компаний в развитии энергетического комплекса России. Так, Игорь Коротецкий - партнёр, руководитель группы операционных рисков и устойчивого развития КПМГ в России и СНГ -продемонстрировал лучшие практики компании по производственной безопасности и охране труда, а также выступил с экспертным мнением о позиционировании социальной деятельности компании, представив доклад на тему «ESG (Environmental, Social, Governance) факторы и нефинансовая отчётность как инструменты инвестиционной привлекательности».

«Сотрудничество с компанией «КПМГ», представители которой в рамках РМЭФ продемонстрировали свой профессионализм и опыт, – большая честь для нас,  отметил руководитель РМЭФ Эрик Мкртчян.
 «Мы намерены развивать и укреплять наши партнерские отношения в рамках будущих проектов».